Заповедные тропинки одной молодой семьи
Статья Сергея Капкова из журнала ОНА и ОН, № 01 (10) 1998 г. Сканы статьи: скачать (архив rar, 25 Мб)
Лариса Шахворостова — красавицу Мадлен. Но если на экране их любви мешало множество преград, что и привело в конце концов к трагическому финалу, то в жизни — всё наоборот (тьфу-тьфу-тьфу!). Сергей и Лариса — удивительная пара. Красивая, талантливая и счастливая. Лариса и Сергей счастливы по-настоящему. Не боюсь так утверждать, ибо не раз слышал это от них самих.
Счастье — понятие сложное, которое включает в себя мельчайшие подробности: и здоровье, и благополучие близких, и хорошую погоду, и новогодний праздник.. Но, пожалуй, главное в этом понятии — духовная свобода, когда не стыдно за свои дела и поступки. Добиться такой свободы — вот истинное счастье настоящего художника. Их окружают удивительные люди. Причём, это не только знаменитости — артисты, режиссёры, композиторы, музыканты. Прежде всего, это Люди. Как они друг друга находят — загадка. И, безусловно, счастье. В их семье часто звучит фраза: «Ты посмотри, какое счастье! Какие у нас друзья!» И этим друзьям, этим людям надо соответствовать, надо тянуться к их высокой планке, и вот когда достигается полное взаимопонимание и соответствие с теми, кого обожаешь, тогда это, действительно, счастье.
У Ларисы и Сергея есть свои заповедные тропы в нашем разношёрстном и ненадёжном обществе. Когда кругом образуются кланы, кланы, кланы, они не теряются. На своих тропинках они встречают замечательных людей, несущих крупинки света, и стараются подхватить и поддержать этот свет. Это по-настоящему заповедные тропинки, не только от слова «заповедник», куда не допускается человек с ружьём, но и от слова «заповедь». Как они относятся к врагам? Спокойно. Соперники дают самую сильную возможность оценить себя со стороны. Если только речь идёт не о подлости и низости. Только в честной борьбе можно что-то понять и разобраться в себе. Поэтому своим антиподам молодые актёры только благодарны. Таких и врагами-то не назовёшь. Но, к сожалению, чаще встречаются иные типы. В их семье царит удивительное взаимопонимание. Во всём. Во вкусах, пристрастиях, быту, отношении к людям. Что касается взглядов на искусство — здесь полное взаимоуважение. И если один из них предпочитает классике джаз, а другой — Шишкину Пикассо, они умеют друг к другу прислушаться, присмотреться и сформировать общий взгляд. В результате нет тупых ссор и скандалов.
Остаётся только удивляться, как же они умудрились найти друг друга в этом суматошном мире! Всё, как оказалось, было достаточно просто. Сергей приехал на пробы к мюзиклу «Простодушный» из Питера, зашёл в тогда ещё кишащую артистами большую гримёрку «Мосфильма» и увидел Её. Причём он сразу же понял, для какой роли Её гримируют. И сразу же осознал, что жизнь его круто начинает меняться. Лариса же после первой их встречи стала ловить себя на мысли, что так или иначе всё время о Нём думает. В самых неожиданных ситуациях. Судьбе было угодно их свести и соединить в лице режиссёра Евгения Гинзбурга. Он утвердил их на главные роли и трепетно поддержал их зарождающиеся чувства, за что Лариса и Сергей будут бесконечно ему благодарны.
Ларису в детстве называли «врушей», на что она сильно обижалась. Ведь на самом деле девочка жила в своём собственном, выдуманном мире, в мире фантазий, сказок. И ей казалось, что все окружающие должны это чувствовать и участвовать в её представлениях. Конечно, далеко не все это понимали, поэтому Лариса сама себе поклялась, что своим детям будет верить всегда. Пусть подольше живут в мире «грёз и фантазий» и верят в чудеса.
Однако с возрастом будущая актриса столкнулась с жёсткими реалиями. Начать хотя бы с поступления в театральный вуз. Лариса мечтала стать актрисой, но волею судьбы попала в Бийское музыкальное училище. Оттуда она периодически сбегала в Москву, пытаясь осуществить свою мечту. На дорогу зарабатывала то уборщицей, то телеграфисткой. В 16 лет получила трудовую книжку, в 17 — сдала экстерном на аттестат о среднем образовании в школе рабочей молодёжи. По окончании училища Лариса получила приглашение в Новосибирскую консерваторию, но вновь * рванула» в Москву. Здесь возникли очередные сложности, в первую очередь — с пропиской. И Шахворостова пришла во ВГИК к Алексею Баталову вольной слушательницей. Через полтора года нелегальное положение стало её угнетать, и она перевелась в ГИТИС, стала учиться, параллельно зараба- тывая на квартиру — мыла полы в двух учреждениях сразу.
Постижение актёрской профессии продолжалось у Ларисы на телевидении. Она вела передачу «Деловая хроника», снимала сюжеты, ездила с камерой по городу, брала интервью. Для неё было крайне важно, как выстроен кадр, как кто одет, как она произнесёт тот или иной текст. Затем смотрела на себя со стороны и оценивала. Это был бесценный опыт, но когда последовали приглашения на центральные каналы, и встал выбор — кино или ТВ, она выбрала кино.
В 85-ом году Лариса Шахворостова снялась в своём первом фильме «Сезон чудес» — несколько стран- ной музыкальной фантазии, запомнившейся в первую очередь из-за шлягеров Аллы Пугачёвой и Михаила Боярского, коими картина изобиловала. Была работа в Новом драматическом театре. Но кино вновь перетянуло. И вскоре один за другим вышли фильмы «Слуга», «Бич Божий», «Сталинград», «Ребёнок к ноябрю», «Царь Иван Грозный». Середина девяностых принесла Ларисе сразу несколько кинематографических призов, большей частью за главную роль в «Простодушном». Тут-то и заговорили о рождении новой кинозвезды.
Первой большой работой Сергея Маховикова в кино был фильм «Простодушный». Его роль стала лучшим кинодебютом 94-го года. До этого Сергей в основном работал на сцене и на телевидении. Ещё будучи студентом сыграл Гамлета, потом перенёс этот спектакль в «Театр-сту-дию-12», которую организовали выпускники-однокурсники ЛГИТМиКа. Кстати, там же он поставил свой первый спектакль. Параллельно работал в знаменитой «Александринке» и играл моноспектакли в Ленинградском «Приюте комедиантов». А потом Маховиков был приглашён на роль всё того же Гамлета в Хабаровск. Ни дороги, ни работы, ни трудностей вообще актёр не боялся никогда, к тому же манила романтика, очень хотелось к океану, на край земли, откуда всё видится иначе.
Простодушный» открыл Сергею дорогу в кино. Недавно вышел на экраны боевик «Золотое дно», закончились съёмки фильма
Лариса более сконцентрирована. Её даже можно назвать жёстким человеком, но только в деловом смыс- ле слова. Она не отступает перед административными препятствиями, она требует полной профессиональной отдачи, не допускает любых проявлений инфантильности ни у себя, ни у Сергея. Все её деловые качества, о которых уже упоминалось выше, вылились в конце"концов в законченный музыкальный проект «Ловец». Сергей написал и исполнил песни, Лариса довела их до зрителя.
общего потока. И слава Богу. Иначе, как потом смотреть в глаза друг другу, в глаза тем, с кем встречаешься на «заповедных тропах»?
Они потратили на свой проект два года. Опять-таки говорить о том, что Сергей пел, а Лариса искала деньги, было бы неправдой. Они всё делали вместе: отбирали песни, искали музыкантов, ходили к спонсорам, готовили презентацию, давали интервью. Да и с музыкантами работали сообща, прислушиваясь друг к другу и заражаясь энергией и талантом.
Они не устают идти вперёд, доводя каждое дело до конца. «От ненужных побед остаётся усталость», — пел когда-то Андрей Макаревич. Этого у них нет. Их уже многочисленные профессиональные награды складываются в шкафчик, но наиболее высокая и ценная среди них — когда ты сам доволен собой. Я не раз наблюдал, как Сергей и Лариса готовятся к любому выходу в концерте ли, на премьере ли, вообще в свет.
Это тоже часть их профессии. Не все празднества и фестивали складываются удачно, но другое дело — выглядеть на них всё равно до- стойно. Это уважение прежде всего к коллегам.
В кино, естественно, всё ещё серьёзнее. К каждой роли и Лариса, и Сергей готовятся долго и скрупулёзно, разбирая (причём вместе) каждый шаг и каждое слово своих героев. Не всё в кино зависит от актёра, но он обязан отработать честно, выглядеть на уровне, на высоте. Это даёт актёру право сказать: «Я сделал всё, что мог».
Лариса как-то призналась, что Сергей многому её научил: «Я снималась совсем не в том, в чём хотелось бы. Конечно, ничто не проходит зря, и я многому научилась. Хотя могла бы поступать гораздо разумнее. Но у меня не было тогда Серёжи. Благодаря ему я выросла в первую очередь как женщина, как человек и уж потом как актриса. Со своим опытом и отношением к делу он помог мне так, как никто. Я научилась отбирать, думать и спорить с режиссёром».
В их доме уютно. Они любят быт. Сергей вырос не в квартире, а в доме и, как все мальчишки, активно мастерил корабли и самолёты. Поэтому вопросов о не забитом гвозде в семье не возникает никогда. Лариса любит кухню, и приготовление пищи в их доме составляет отдельный ритуал. Даже попить с утреца кофе нужно красиво. На Новый год Сергей печёт очень сложный торт, который к вечеру торжественно подаётся на стол. А в Пасху на кухне суетится Лариса. Уже на Страстной неделе тщательно начинают подбираться продукты, собираться луковая шелуха. А с каким благоговением пекутся куличи! Оторвать её от плиты невозможно. Лариса может простоять на кухне почти сутки.
«Наш дом — наша крепость», — повторяют Лариса и Сергей известную поговорку. Всё в своей квартире они сделали своими руками с расчётом на то, чтобы было уютно и многочисленным друзьям, и родственникам, чтобы вместе отмечались праздники, чтобы родители знали, что у них есть второй дом.
|