По ту сторону ролей Ларисы Шахворостовой
Телесериал "По ту сторону волков" привлек зрителей своей загадочностью. Полумистическая история появления "оборотней" в провинциальном городке воспринималась почти как документальная. Этому способствовала замечательная игра актеров — Владислава Галкина, Валентина Гафта, Ларисы Шахворостовой. Лариса в короткую передышку между съемками коротает время в селе Любец и дала эксклюзивное интервью "Призыву".
— Ощущение от фильма как от детской страшилки, когда сверстники запугивают "темной -претемной ночью, в черном- пречерном лесу". А тут еще эта послевоенная безнадега: аресты, голод и холод. Вам самой-то не жутко было играть этот мрак?
— Работа такая, сыграть правдоподобно и увлекательно. А жутко было совсем от другого — от места съемок. Два месяца наша группа прожила в Торопце — маленьком городке в Тверской губернии. События в фильме, если помните, отражают 1946 год. И все мы сошлись во мнении: в какую сторону в этом городке кинокамеру ни направь, реально видно тот самый послевоенный год! Наше доблестное правительство даже не подозревает, в какой нищете и выморочности живут люди в каких-то 150 километрах от столицы. Это просто вырождение нашего народа — по-другому не скажешь! Женщины тащат на себе весь груз житейских проблем, мужики спиваются, как это было в массовом порядке и после войны, бедность кругом просто кричащая. Но народ там очень терпеливый, выносливый и добрый. Именно эта погруженность в жизнь простых тверских обывателей сказалась на атмосфере фильма.
Город сам по себе прекрасный, самобытный, с великолепной историей, там многое связано с Александром Невским. Если бы у местного руководства хватило ума все эти следы богатейшего исторического прошлого сохранить! А то у нас сейчас все гонятся за пошлым "евродизайном" в городской архитектуре. Какой-нибудь Урюпинск выглядит в этих декорациях как в шутовском кафтане…
— В киношном "любовном треугольнике", наверное, трудно занимать центральное место?
— С таким "любовным" окружением звездных имен совсем не трудно: Влад Галкин, Сережа Гармаш, Валентин Гафт. Со всеми меня связывают давние рабочие отношения. Моего мужа по киноверсии Гармаша я люблю давно как профессионала кино. Работали с утра до ночи с небольшими перерывами, и мужчины, как истые рыцари, морально поддерживали меня. Очень сплоченно, дружно и вдохновенно работали! Вначале планировалось снять двухсерийный фильм для широкого проката и 4-серийную версию телефильма. Но получилось только второе, так как режиссер Владимир Хотиненко был чрезвычайно занят следующим масштабным проектом. — Там даже природа подчеркивает приближение ужаса…
— Разумеется, все должно работать на замысел: поземка зимним вечером, луна сквозь корявость деревьев, завывание ветра. Но был и замечательный жизнеутверждающий эпизод. Операторы засняли аиста на разрушенном куполе церкви, его плавный красивый полет из гнезда. Я еще тогда шутливо обронила на площадке при всем скоплении: " В следующий раз он кому-то из нас младенца принесет!" И вот ирония судьбы: вышло, что напророчила я самой себе — вскоре у меня родилась дочка Саша. Ей сейчас 8 месяцев и на даче очень нравится — спит от ковровского воздуха крепко и спокойно.
— Значит, перерыв в работе неизбежен?
— Ну что вы, "ничто нас не вышибет из седла". Снимаюсь сейчас в сериале (12 частей) тоже по заказу ОРТ. Это комедийная деревенская история под названием "Участок". Если помните "Анискина", то новый фильм очень близок к нему тематически. Думаю, что зрители останутся довольны. Выйдет на экран он в начале зимы. Снимает его Александр Баранов, который написал сценарий к фильму "Игла" и ранее сам снял фильм "Шанхай". Великолепный актерский ансамбль собрался. В главной роли произошло неожиданное превращение из "бригадира" в деревенского "мента" любимца публики Сергея Безрукова. Ну, вот главную "интригу" я вам выдала. А остальное ждите и смотрите. — В наших "палестинах" впервые?
— Нет, бывала раньше тут на гастролях вместе с мужем Сергеем Моховиковым (снимался в "Простодушном", "Золотом дне", "Слепом" и других ). Еще когда в театре работала. Выступали на гастролях с Маргаритой Тереховой и другим актерами. Мне вообще очень мила средняя полоса России, и Владимирщина в особенности. Здесь, в Любце , на фоне во-о-он той разрушенной церкви мы снимались вместе с Игорем Тальковым в "Князе Серебряном". Так что я тут совсем не новичок. Сейчас в гостях у писателя Сергея Козлова. Он — человек необыкновенный и очень мудрый, просто кладезь творческих идей. Тихими теплыми летними вечерами мы обсуждаем новые сценарии либо фильмы, литературу, живопись. Я прекрасно провожу время и набираюсь сил для съемок. За грибами и ягодами не хожу, люблю это делать ближе к осени. Если будет "окно", обязательно приеду позднее.
Анатолий Парфенов.
Ковровский район. личное дело
Лариса Анатольевна Шахворостова родилась 24 июня 1963 года. Окончила музучилище в Бийске. Несколько раз ездила в Москву поступать в театральные вузы, на дорогу зарабатывая то уборщицей, то телеграфисткой. В 16 лет у неё на руках уже была трудовая книжка, в 17 она сдала экстерном экзамены на аттестат. В Москве Лариса Шахворостова поначалу оказалась во ВГИКе вольной слушательницей на курсе Алексея Баталова. Позже перешла в ГИТИС. Будучи студенткой, дебютировала в кино в главной роли в музыкальном фильме "Сезон чудес". Затем были роли в картинах "Коршуны добычей не делятся", "Бич божий", "Слуга", "Царь Иван Грозный", "Зефир в шоколаде". Выступила продюсером музыкального альбома "Ловец", записанного её мужем, актёром и певцом Сергеем Моховиковым. В 1987 году окончила ГИТИС. В 1988-1991 годах работала в Московском Новом драматическом театре. На телевидении вела программы "Утро делового человека", "Деловая хроника". Занималась подготовкой теледикторов. |
Дебютировать в музыкальной комедии с элементами шоу и карнавальной эксцентрики — заветная мечта каждой начинающей актрисы. А если добавить еще и такую немаловажную деталь, как получение главной роли — роли феи?
И вот свершилось! Сладкие грезы обернулись реальностью. Однако удача, выпавшая на долю Ларисы Шахворостовой, неожиданно обернулась весьма сложной проблемой. Как творчески заявить о себе, если на съемочной площадке рядом с тобой работают признанные мастера экрана и сцены? И юная исполнительница нашла ключ к удаче. Казалось, она способна на все — и на буффонный танец, и на акробатический этюд, и на искренность в лирических сценах. Всему и всегда можно найти объяснение: мол, все просто, за плечами у Ларисы музыкальная школа, систематические занятия спортивной гимнастикой. Что ж, справедливо. Хотя, мне кажется, не каждой девушке, занимающейся гимнастикой, удастся с такой легкостью и изяществом прокатиться на... метле. |
Об одном лишь жалеет актриса, с удовольствием и благодарностью вспоминая работу в творческом коллективе съемочной группы. Хоть и пела на кинопробах старинный романс, а вот в фильме спеть не удалось. Ну что ж. Я уверена, что после такого яркого дебюта у Ларисыеще будет эта возможность. И не раз.
Евгения Мершина
|
Заповедные тропинки одной молодой семьи
Статья Сергея Капкова из журнала ОНА и ОН, № 01 (10) 1998 г. Сканы статьи: скачать (архив rar, 25 Мб)
Лариса Шахворостова — красавицу Мадлен. Но если на экране их любви мешало множество преград, что и привело в конце концов к трагическому финалу, то в жизни — всё наоборот (тьфу-тьфу-тьфу!). Сергей и Лариса — удивительная пара. Красивая, талантливая и счастливая. Лариса и Сергей счастливы по-настоящему. Не боюсь так утверждать, ибо не раз слышал это от них самих.
Счастье — понятие сложное, которое включает в себя мельчайшие подробности: и здоровье, и благополучие близких, и хорошую погоду, и новогодний праздник.. Но, пожалуй, главное в этом понятии — духовная свобода, когда не стыдно за свои дела и поступки. Добиться такой свободы — вот истинное счастье настоящего художника. Их окружают удивительные люди. Причём, это не только знаменитости — артисты, режиссёры, композиторы, музыканты. Прежде всего, это Люди. Как они друг друга находят — загадка. И, безусловно, счастье. В их семье часто звучит фраза: «Ты посмотри, какое счастье! Какие у нас друзья!» И этим друзьям, этим людям надо соответствовать, надо тянуться к их высокой планке, и вот когда достигается полное взаимопонимание и соответствие с теми, кого обожаешь, тогда это, действительно, счастье.
У Ларисы и Сергея есть свои заповедные тропы в нашем разношёрстном и ненадёжном обществе. Когда кругом образуются кланы, кланы, кланы, они не теряются. На своих тропинках они встречают замечательных людей, несущих крупинки света, и стараются подхватить и поддержать этот свет. Это по-настоящему заповедные тропинки, не только от слова «заповедник», куда не допускается человек с ружьём, но и от слова «заповедь». Как они относятся к врагам? Спокойно. Соперники дают самую сильную возможность оценить себя со стороны. Если только речь идёт не о подлости и низости. Только в честной борьбе можно что-то понять и разобраться в себе. Поэтому своим антиподам молодые актёры только благодарны. Таких и врагами-то не назовёшь. Но, к сожалению, чаще встречаются иные типы. В их семье царит удивительное взаимопонимание. Во всём. Во вкусах, пристрастиях, быту, отношении к людям. Что касается взглядов на искусство — здесь полное взаимоуважение. И если один из них предпочитает классике джаз, а другой — Шишкину Пикассо, они умеют друг к другу прислушаться, присмотреться и сформировать общий взгляд. В результате нет тупых ссор и скандалов.
Остаётся только удивляться, как же они умудрились найти друг друга в этом суматошном мире! Всё, как оказалось, было достаточно просто. Сергей приехал на пробы к мюзиклу «Простодушный» из Питера, зашёл в тогда ещё кишащую артистами большую гримёрку «Мосфильма» и увидел Её. Причём он сразу же понял, для какой роли Её гримируют. И сразу же осознал, что жизнь его круто начинает меняться. Лариса же после первой их встречи стала ловить себя на мысли, что так или иначе всё время о Нём думает. В самых неожиданных ситуациях. Судьбе было угодно их свести и соединить в лице режиссёра Евгения Гинзбурга. Он утвердил их на главные роли и трепетно поддержал их зарождающиеся чувства, за что Лариса и Сергей будут бесконечно ему благодарны.
Ларису в детстве называли «врушей», на что она сильно обижалась. Ведь на самом деле девочка жила в своём собственном, выдуманном мире, в мире фантазий, сказок. И ей казалось, что все окружающие должны это чувствовать и участвовать в её представлениях. Конечно, далеко не все это понимали, поэтому Лариса сама себе поклялась, что своим детям будет верить всегда. Пусть подольше живут в мире «грёз и фантазий» и верят в чудеса.
Однако с возрастом будущая актриса столкнулась с жёсткими реалиями. Начать хотя бы с поступления в театральный вуз. Лариса мечтала стать актрисой, но волею судьбы попала в Бийское музыкальное училище. Оттуда она периодически сбегала в Москву, пытаясь осуществить свою мечту. На дорогу зарабатывала то уборщицей, то телеграфисткой. В 16 лет получила трудовую книжку, в 17 — сдала экстерном на аттестат о среднем образовании в школе рабочей молодёжи. По окончании училища Лариса получила приглашение в Новосибирскую консерваторию, но вновь * рванула» в Москву. Здесь возникли очередные сложности, в первую очередь — с пропиской. И Шахворостова пришла во ВГИК к Алексею Баталову вольной слушательницей. Через полтора года нелегальное положение стало её угнетать, и она перевелась в ГИТИС, стала учиться, параллельно зараба- тывая на квартиру — мыла полы в двух учреждениях сразу.
Постижение актёрской профессии продолжалось у Ларисы на телевидении. Она вела передачу «Деловая хроника», снимала сюжеты, ездила с камерой по городу, брала интервью. Для неё было крайне важно, как выстроен кадр, как кто одет, как она произнесёт тот или иной текст. Затем смотрела на себя со стороны и оценивала. Это был бесценный опыт, но когда последовали приглашения на центральные каналы, и встал выбор — кино или ТВ, она выбрала кино.
В 85-ом году Лариса Шахворостова снялась в своём первом фильме «Сезон чудес» — несколько стран- ной музыкальной фантазии, запомнившейся в первую очередь из-за шлягеров Аллы Пугачёвой и Михаила Боярского, коими картина изобиловала. Была работа в Новом драматическом театре. Но кино вновь перетянуло. И вскоре один за другим вышли фильмы «Слуга», «Бич Божий», «Сталинград», «Ребёнок к ноябрю», «Царь Иван Грозный». Середина девяностых принесла Ларисе сразу несколько кинематографических призов, большей частью за главную роль в «Простодушном». Тут-то и заговорили о рождении новой кинозвезды.
Первой большой работой Сергея Маховикова в кино был фильм «Простодушный». Его роль стала лучшим кинодебютом 94-го года. До этого Сергей в основном работал на сцене и на телевидении. Ещё будучи студентом сыграл Гамлета, потом перенёс этот спектакль в «Театр-сту-дию-12», которую организовали выпускники-однокурсники ЛГИТМиКа. Кстати, там же он поставил свой первый спектакль. Параллельно работал в знаменитой «Александринке» и играл моноспектакли в Ленинградском «Приюте комедиантов». А потом Маховиков был приглашён на роль всё того же Гамлета в Хабаровск. Ни дороги, ни работы, ни трудностей вообще актёр не боялся никогда, к тому же манила романтика, очень хотелось к океану, на край земли, откуда всё видится иначе.
Простодушный» открыл Сергею дорогу в кино. Недавно вышел на экраны боевик «Золотое дно», закончились съёмки фильма
Лариса более сконцентрирована. Её даже можно назвать жёстким человеком, но только в деловом смыс- ле слова. Она не отступает перед административными препятствиями, она требует полной профессиональной отдачи, не допускает любых проявлений инфантильности ни у себя, ни у Сергея. Все её деловые качества, о которых уже упоминалось выше, вылились в конце"концов в законченный музыкальный проект «Ловец». Сергей написал и исполнил песни, Лариса довела их до зрителя.
общего потока. И слава Богу. Иначе, как потом смотреть в глаза друг другу, в глаза тем, с кем встречаешься на «заповедных тропах»?
Они потратили на свой проект два года. Опять-таки говорить о том, что Сергей пел, а Лариса искала деньги, было бы неправдой. Они всё делали вместе: отбирали песни, искали музыкантов, ходили к спонсорам, готовили презентацию, давали интервью. Да и с музыкантами работали сообща, прислушиваясь друг к другу и заражаясь энергией и талантом.
Они не устают идти вперёд, доводя каждое дело до конца. «От ненужных побед остаётся усталость», — пел когда-то Андрей Макаревич. Этого у них нет. Их уже многочисленные профессиональные награды складываются в шкафчик, но наиболее высокая и ценная среди них — когда ты сам доволен собой. Я не раз наблюдал, как Сергей и Лариса готовятся к любому выходу в концерте ли, на премьере ли, вообще в свет.
Это тоже часть их профессии. Не все празднества и фестивали складываются удачно, но другое дело — выглядеть на них всё равно до- стойно. Это уважение прежде всего к коллегам.
В кино, естественно, всё ещё серьёзнее. К каждой роли и Лариса, и Сергей готовятся долго и скрупулёзно, разбирая (причём вместе) каждый шаг и каждое слово своих героев. Не всё в кино зависит от актёра, но он обязан отработать честно, выглядеть на уровне, на высоте. Это даёт актёру право сказать: «Я сделал всё, что мог».
Лариса как-то призналась, что Сергей многому её научил: «Я снималась совсем не в том, в чём хотелось бы. Конечно, ничто не проходит зря, и я многому научилась. Хотя могла бы поступать гораздо разумнее. Но у меня не было тогда Серёжи. Благодаря ему я выросла в первую очередь как женщина, как человек и уж потом как актриса. Со своим опытом и отношением к делу он помог мне так, как никто. Я научилась отбирать, думать и спорить с режиссёром».
В их доме уютно. Они любят быт. Сергей вырос не в квартире, а в доме и, как все мальчишки, активно мастерил корабли и самолёты. Поэтому вопросов о не забитом гвозде в семье не возникает никогда. Лариса любит кухню, и приготовление пищи в их доме составляет отдельный ритуал. Даже попить с утреца кофе нужно красиво. На Новый год Сергей печёт очень сложный торт, который к вечеру торжественно подаётся на стол. А в Пасху на кухне суетится Лариса. Уже на Страстной неделе тщательно начинают подбираться продукты, собираться луковая шелуха. А с каким благоговением пекутся куличи! Оторвать её от плиты невозможно. Лариса может простоять на кухне почти сутки.
«Наш дом — наша крепость», — повторяют Лариса и Сергей известную поговорку. Всё в своей квартире они сделали своими руками с расчётом на то, чтобы было уютно и многочисленным друзьям, и родственникам, чтобы вместе отмечались праздники, чтобы родители знали, что у них есть второй дом.
|
Лариса Шахворостова: «Нам с мужем друг без друга грустно и скучно» (О СВОЕЙ СЕМЬЕ) «…Папа — военный, а мама — жена военного. Сколько себя помню, она занималась кухней. Была поваром, заведующей столовой… И меня научила очень вкусно готовить, причем любые блюда, печь пироги с разными начинками... Знаете, я ведь много чего умею делать. И все благодаря родителям, которые, по-моему, весьма правильно меня воспитывали. Они меня подготовили к жизни по полной программе. Тогда же в магазинах ничего не было, а я научилась шить, вязать, причем серьезные, большие вещи, и делала это не только себе. А моя тяга к самостоятельности проявилась лет к тринадцати. Я пошла работать — разносила телеграммы — и приносила деньги в семью». (О МЛАДШЕЙ СЕСТРЕ) «Да, а младшую сестренку я себе выпросила у родителей. Я буквально ее требовала: топала ногами, плакала, кричала. Моим самым сильным аргументом было: «Хотите, чтобы вы умерли, а я одна осталась?!» Вот так заявила однажды маме с папой, и ровно через девять месяцев родилась сестра. Катюша. Так что они долго не думали. Я до сих пор ее воспринимаю такой кнопкой… У нас же двенадцать лет разницы. Но мы всегда были подругами, и я помогла ей в выборе профессии. Катя обладает тонким вкусом, и сначала она планировала стать модельером, но я ее отговорила и, считаю, не зря, теперь она очень талантливый художник по гриму. Закончила театрально-художественный колледж, и на ее счету уже довольно много громких проектов». (О ТВОРЧЕСКИХ УВЛЕЧЕНИЯХ) «…Прекрасно помню свою первую роль Эллочки-Людоедочки в «Двенадцати стульях». То есть начала сразу с характерной роли. И я была девушкой активной, ходила в музыкальную школу, училась играть на фортепиано, а во дворе являлась заводилой всех театральных представлений. А свое первое стихотворение я сочинила в три года, если верить маме. И до сих пор балуюсь этим делом. Пописываю иногда четверостишия по настроению. На поэмы тоже иной раз вдохновляюсь, но потом никому их не показываю. Стесняюсь. Все-таки очень бережно отношусь к поэзии и считаю, что поэт — серьезная профессия, и мое рифмоплетство не имеет к этому никакого отношения». (БЫЛА ЛИ С СЕРГЕЕМ МАХОВИКОВЫМ ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА?) «Не могу так сказать. Мне было трудно понять. Но помню, что мне он очень понравился. Сразу. И я переживала за него, хотела, чтобы на роль моего партнера утвердили именно Сережу. К счастью, мое сильнейшее внутреннее желание играть только с ним осуществилось. И наши отношения, могу сказать, развивались естественно, трогательно и чисто. Мы просто не могли расстаться после съемок. Поняли, что друг без друга нам грустно и скучно. Мы, с одной стороны, полная противоположность друг другу, а с другой — у нас так много общего в мировоззрении, в каких-то жизненных позициях… Поэтому, наверное, не случайно мы уже шестнадцатый год вместе». (ПОНИМАЛА ЛИ ОНА, ЧТО ЗНАКОМСТВО С МАХОВИКОВЫМ – СУДЬБА?) "Нет, бросьте вы, ничего такого не было. Вообще не знаю, зачем за него замуж вышла. (Смеется.) Просто так сложилось. Знаете, как он красиво ухаживал! Читал мне «Соловьи на кипарисах, а над озером луна…» Мы с ним гуляли вдоль кромки моря в Ялте, смотрели на лунную дорожку на воде… Потом он покорял фонтаны. (Улыбается.) Причем у нас очень долго продолжались дружеские отношения, даже тогда, когда все члены съемочной группы были уверены, что у нас в разгаре шуры-муры. А когда Сережу пригласили во МХАТ, мы уже решили вместе остаться в Москве». (О БОЛЕЗНИ СЕРГЕЯ) «Сейчас я могу сказать только одно — болезнь эта была побеждена творчеством, работой. Тот год, между прочим, был самым продуктивным для Сережи. В нашем кинематографе тогда царило абсолютное безвременье, и чтобы как-то себя реализовывать, мы прямо у себя дома, в маленькой комнате, оборудовали музыкальную студию, найдя спонсоров, и Сергей записал свой первый альбом. Он пел песни собственного сочинения». (О СЕКРЕТАХ УСПЕШНОГО БРАКА) «Я тут не советчик. Но могу сказать про себя, что моя ужасная сущность такова, что я никого не держу и в принципе никогда ни за кого не цепляюсь. Может быть, в этом секрет, кто знает… И меня радует, что нам и сегодня интересно вместе. Мы придумываем какие-то передачи, сценарии и наговориться не можем». (ПРЕДПОЧИТАЕТ ЛИ ДОМАШНИЕ ПОСИДЕЛКИ СВЕТСКИМ ТУСОВКАМ?) "Несомненно. Только такие встречи дают возможность доверительного общения, глядя друг другу в глаза. На светских вечеринках я тоже, конечно, бываю, но больше по необходимости, потому как очень устаю от них. Мне кажется, что подобные рауты — непозволительное разбазаривание сил и времени. А я время люблю расходовать разумно и экономно. Да и сил у меня немного. На кучу разных дел, как у многих, не хватает. Я во всем такая. Не нравится мне размениваться по мелочам. И если берусь за роль, то стараюсь уже ей одной принадлежать целиком. Всеми эмоциями. Вот тут я не умею не затрачиваться. В работе, в общении с близкими и друзьями проявляюсь полностью». (ЛЮБИТ ЛИ СОРИТЬ ДЕНЬГАМИ?) "Точно. Я - транжира. Хоть и Рак по гороскопу, но с финансами у меня полный бардак. Видимо, я все-таки не Рак, а креветка, рожденная ближе к Близнецам. Правда, у меня есть свойство, что я все тащу к себе в гнездо. Не выношу пустой холодильник. Вечно у меня там продуктов как на случай войны. Обожаю запасы. К сожалению, к деньгам это не относится. У меня как повелось с юности, что я могла последние три рубля потратить на такси, на подарки, так с тех пор ничего не изменилось. Ну, чуть-чуть стала более ответственная в этом вопросе, когда у нас появилась Саша». (ДОЧЬ – ПОЗДНИЙ РЕБЕНОК?) "Да, и это замечательно. Видимо, с годами уже появляется другое, осмысленное отношение к своему потомству. Мы так ее ждали… Мне буквально каждая минута беременности была в радость. Я не замечала никаких проблем. Считаю, что «интересное положение» — самый счастливый этап в жизни женщины. А уж когда родилось это чудо, я была на седьмом небе от счастья. Причем рожала сама, при помощи чудесных докторов». (ПОЧЕМУ НАЗВАЛИ ДОЧЬ САШЕЙ?) «Я считала, что ношу в животе Варвару, но когда она появилась на свет, увидела, что это имя ей совсем не подходит. И на восьмой день ее безымянной жизни взмолилась: «Сережа, назови, наконец, дитя!». И вот муж дал ей имя Александра. По святцам… Ей сейчас пять лет, и она очень целеустремленная, явно с замашками настоящего лидера. И она, видимо, как и родители, обладает гуманитарными наклонностями. Саша ходит в замечательный детский садик, где преподаются языки, где есть хореография, пение, музыка, бассейн, так что все способности удачно развиваются. А в воспитании я, несмотря на то, что сумасшедшая мама в чистом виде, стараюсь держать с ней дистанцию, не давить на нее и ни в коем случае не ограничивать ее свободу. Ведь она уже личность, и я ею очень горжусь». («МК-Бульвар», 10.03.08) |