Официальный сайт актрисы театра и кино Ларисы Шахворостовой - Она и он в мире звёзд
Она и он в мире звёзд
Заповедные тропинки одной молодой семьи
Статья Сергея Капкова из журнала ОНА и ОН, № 01 (10) 1998 г.
 
Сканы статьи: скачать (архив rar, 25 Мб)
 
  
 Он хотел стать космонавтом, учился в военно-механическом институте. Её приглашали в консерваторию, сулили большие успехи на поприще музыкальной педагогики. Он посту­пил учиться на штурмана подводной лодки, но в конце концов окончил джазовую школу, играл в рок-группах, к тому же занимался авиамоделизмом, ставил классику в драмкружках. У неё интересов было не меньше: фигурное катание, танцы, спортивная гимнастика, музыкальная школа и всё те же любительские спектакли. В конце концов оба стали профессиональными актёрами и встретились на съёмках фильма  «Простодушный». Сергей Маховиков играл молодого интеллигентного гурона-воина, а
Лариса Шахворостова — красавицу Мадлен. Но если на экране их любви мешало множество преград, что и привело в конце кон­цов к трагическому финалу, то в жизни — всё наоборот (тьфу-тьфу-тьфу!). Сергей и Лариса — удиви­тельная пара. Красивая, талантливая и счастливая. Лариса и Сергей счастливы по-на­стоящему. Не боюсь так утвер­ждать, ибо не раз слышал это от них самих. 
    
 

Мамука Кикалейшвили:
  То, что и Сергей, и Лариса — талантливые актёры, до­казывать не нужно. Это видят зрители, это знают все. Причём если в актёрской семье кто-то звезда, а кто-то — нет, возникает трагедия. А здесь они оба звёзды, значит, смею надеяться, их семья будет жить долго.
  И что ещё немаловажно — их не испортил материаль­ный вопрос. Сегодня, в конце XX века, в новых для нас ры­ночных отношениях, многие мои друзья стали портиться. Все думают только о деньгах. И это единственная семья, ко­торую не разъели финансовые проблемы. Есть ли у них деньги, нет денег — они не меняются и не стесняют друзей.

 
    
   Счастье — понятие сложное, которое включает в себя мельчайшие подробности: и здоровье, и благопо­лучие близких, и хорошую погоду, и новогодний праздник.. Но, пожа­луй, главное в этом понятии — ду­ховная свобода, когда не стыдно за свои дела и поступки. Добиться та­кой свободы — вот истинное счастье настоящего художника. Их окружают удивительные люди. Причём, это не только знаменито­сти — артисты, режиссёры, компо­зиторы, музыканты. Прежде всего, это Люди. Как они друг друга нахо­дят — загадка. И, безусловно, сча­стье. В их семье часто звучит фраза: «Ты посмотри, какое счастье! Какие у нас друзья!» И этим друзьям, этим людям надо соответствовать, надо тянуться к их высокой планке, и вот когда достигается полное взаимопо­нимание и соответствие с теми, кого обожаешь, тогда это, действительно, счастье.
    
 

Евгений Гинзбург:
  Я пригласил Сергея и Лари­су на главные роли в свой фильм «Простодушный». На съёмках у них завязался ро­ман, очень сложный, трога­тельный, за которым наблюда­ла вся группа. Это было в экс­педиции в Ялте. Период был непростой: 4 года в нищете, без зарплат, менялся строй, а актёрская группа большая, у каждого свой характер — вся­кое было. Тем не менее, когда Лариса и Сергей сообщили о своём решении пожениться, я их благословил.
 
 
    
   У Ларисы и Сергея есть свои за­поведные тропы в нашем разношёр­стном и ненадёжном обществе. Ког­да кругом образуются кланы, кланы, кланы, они не теряются. На своих тропинках они встречают замечательных людей, не­сущих крупинки света, и стараются подхватить и поддержать этот свет. Это по-настоящему запо­ведные тропинки, не только от слова «запо­ведник», куда не допус­кается человек с ружьём, но и от слова «заповедь». Как они относятся к врагам? Спокойно. Со­перники дают самую сильную возможность оценить себя со стороны. Если толь­ко речь идёт не о подлости и низо­сти. Только в честной борьбе можно что-то понять и разобраться в себе. Поэтому своим антиподам молодые актёры только благодарны. Таких и врагами-то не назовёшь. Но, к со­жалению, чаще встречаются иные типы. В их семье царит удивительное взаимопонимание. Во всём. Во вку­сах, пристрастиях, быту, отношении к людям. Что касается взглядов на искусство — здесь полное взаимоува­жение. И если один из них предпочи­тает классике джаз, а другой — Шишкину Пикассо, они умеют друг к другу прислушаться, присмотреться и сформировать общий взгляд. В ре­зультате нет тупых ссор и скандалов.

   Остаётся только удивляться, как же они умудрились найти друг друга в этом суматошном мире! Всё, как оказалось, было достаточно просто. Сергей приехал на пробы к мюзиклу «Простодушный» из Питера, зашёл в тогда ещё кишащую артистами большую гримёрку «Мосфильма» и увидел Её. Причём он сразу же по­нял, для какой роли Её гримируют. И сразу же осознал, что жизнь его круто начинает меняться. Лариса же после первой их встречи стала ловить себя на мысли, что так или иначе всё время о Нём думает. В самых неожи­данных ситуациях. Судьбе было угодно их свести и соединить в лице режиссёра Евгения Гинзбурга. Он ут­вердил их на главные роли и трепет­но поддержал их зарождающиеся чувства, за что Лариса и Сергей бу­дут бесконечно ему благодарны.
 
 
   Ларису в детстве называли «вру­шей», на что она сильно обижалась. Ведь на самом деле девочка жила в своём собственном, выдуманном ми­ре, в мире фантазий, сказок. И ей казалось, что все окружающие должны это чувствовать и участво­вать в её представлениях. Конечно, далеко не все это понимали, поэто­му Лариса сама себе поклялась, что своим детям будет верить всегда. Пусть подольше живут в мире «грёз и фантазий» и верят в чудеса.
    
 

Александр Збруев:
  Лариса и Сергей — красивая пара. Когда они вместе, складывается впечатление, что они неразделимы. Даже когда они находятся в разных углах комнаты, ощущение такое, будто они всё равно держат­ся за руки. Мне хочется верить, что они так и пройдут по жизни. 
 
    
 
   Однако с возрастом будущая акт­риса столкнулась с жёсткими реали­ями. Начать хотя бы с поступления в театральный вуз. Лариса мечтала стать актрисой, но волею судьбы по­пала в Бийское музыкальное учили­ще. Оттуда она периодически сбега­ла в Москву, пытаясь осуществить свою мечту. На дорогу зарабатывала то уборщицей, то телеграфисткой. В 16 лет получила трудовую книжку, в 17 — сдала экстерном на аттестат о среднем образовании в школе рабо­чей молодёжи. По окончании учили­ща Лариса получила приглашение в Новосибирскую консерваторию, но вновь * рванула» в Москву. Здесь возникли очередные сложности, в первую очередь — с пропиской. И Шахворостова пришла во ВГИК к Алексею Баталову вольной слуша­тельницей. Через полтора года неле­гальное положение стало её угне­тать, и она перевелась в ГИТИС, стала учиться, параллельно зараба- тывая на квартиру — мыла полы в двух учреждениях сразу.
    
 

Евгений Гинзбург:
  Я познакомился с Сергеем на конкурсе актёрской песни, где я был членом жюри. Мне понрави­лось, как он исполнял песню Гали­ча «Облака плывут в Абакан». Да и вообще Сергей мне понравился. Я зашёл за кулисы поздравить его и увидел, что это очень интелли­гентный молодой человек, несмот­ря на внешность американского ковбоя. Не скрою, я старался сде­лать всё, чтобы он стал лауреа­том. В это же время запускался мой «Простодушный». Я мучился с поисками исполнителя главной роли — никто, кроме традицион­ных атлетов, не попадался. И от встречи с Маховиковым на душе у меня потеплело. Единственное, я волновался за то, чтобы он ока­зался ещё и хорошим актёром.
   Счастливой оказалась встреча и с Ларисой. Она очень живая, лёг­кая в общении, красивая, без звёздных забросов. Но что меня особенно потрясло - она оказалось характерной актрисой.
   Меня радует, что они до сих пор влюблены и при этом ещё и дружны. Это важно. Меня также радует, что Лариса поддерживает Сергея во всех отношениях, высту­пая даже как продюсер его музы­кального проекта. Она — девушка деловая. А он — Простодушный — и этим сказано всё.

 
 
    
   Постижение актёрской профес­сии продолжалось у Ларисы на те­левидении. Она вела передачу «Де­ловая хроника», снимала сюжеты, ездила с камерой по городу, брала интервью. Для неё было крайне важ­но, как выстроен кадр, как кто одет, как она произнесёт тот или иной текст. Затем смотрела на себя со стороны и оценивала. Это был бес­ценный опыт, но когда последовали приглашения на центральные кана­лы, и встал выбор — кино или ТВ, она выбрала кино.

   В 85-ом году Лариса Шахворосто­ва снялась в своём первом фильме «Сезон чудес» — несколько стран- ной музыкальной фантазии, запом­нившейся в первую очередь из-за шлягеров Аллы Пугачёвой и Михаи­ла Боярского, коими картина изоби­ловала. Была работа в Новом драма­тическом театре. Но кино вновь пе­ретянуло. И вскоре один за другим вышли фильмы «Слуга», «Бич Бо­жий», «Сталинград», «Ребёнок к ноябрю», «Царь Иван Грозный». Середина девяностых принесла Ла­рисе сразу несколько кинематогра­фических призов, большей частью за главную роль в «Простодушном». Тут-то и заговорили о рождении но­вой кинозвезды.
    
 

Александр Збруев:
   Я встретился с Ларисой впервые на съёмках фильма «Маэстро вор». Меня очень удивило, что такая молодая, красивая женщина так серьёзно, скрупулёз­но и трепетно относится в наше время к своей работе. Сегодня все заняты лич­ными проблемами, и от кино стараются взять что-либо в меркантильных интере­сах. А Лариса кардинально отличалась от всех моих предыдущих молодых парт­нёрш. Она много фантазирует, причём по существу. Обычно женщина проводит свою роль через чувствительный ряд, а Лариса работает ещё и умом, чему мно­гие могут позавидовать. У неё есть внутренняя режиссура, и из ничего она мо­жет слепить что-то интересное.
   В жизни я с ней редко встречаюсь, но всегда с удовольствием наблюдаю за ней. На фестивалях она всегда красива, элегантна, достойна. Мне нравится её улыбка, её манера разговаривать. Вроде общается со всеми, но как бы держит­ся отдельно. Мне это импонирует.
 
    
 
   Первой большой работой Сергея Маховикова в кино был фильм «Простодушный». Его роль стала лучшим кинодебютом 94-го года. До этого Сергей в основном работал на сцене и на телевидении. Ещё будучи студентом сыграл Гамлета, потом пе­ренёс этот спектакль в «Театр-сту-дию-12», которую организовали вы­пускники-однокурсники ЛГИТМиКа. Кстати, там же он поставил свой первый спектакль. Параллельно ра­ботал в знаменитой «Александрин­ке» и играл моноспектакли в Ленин­градском «Приюте комедиантов». А потом Маховиков был приглашён на роль всё того же Гамлета в Хаба­ровск. Ни дороги, ни работы, ни трудностей вообще актёр не боялся никогда, к тому же манила романти­ка, очень хотелось к океану, на край земли, откуда всё видится иначе. 
 
 
   Простодушный» открыл Сергею дорогу в кино. Недавно вышел на эк­раны боевик «Золотое дно», закончились   съёмки   фильма

  

«ХИППИниа-да, или Материк любви» режиссёра Андрея Бенкендорфа. Сейчас идёт работа в картине Натальи Калашни­ковой «Отражение», где Сергей и Лариса вновь снимаются вместе. Скоро выйдет первый компакт-диск его авторских песен.  
  Сергей, действительно, просто­душный. Человек, напрочь лишён­ный даже попытки сделать кому-ли­бо подлость. Он не ведёт разговоров за спиной и если общается с кем-то, то искренне. Он вообще всё делает искренне. Он просто русский чело­век с душой нараспашку. Но если на что-то «заведётся» — остановить его очень сложно. Одним словом — «Маховик».
    
 

Евгений Дога:
  Люди они беспокойные, постоянно ищут себя, что я высоко ценю. Я знаю их прекрасный проект, который даётся им крайне тяжело. Но глав­ное — они музыкальные актёры. Это прекрасно, ибо чистый музыкант смотрит на технику, а актёр расстав­ляет акценты шире и точнее, он ос­мысленно оперирует на образ. Я ра­ботал с ними. Мы даже пели с Лари­сой дуэтом и, надеюсь, ещё споём. В ней сохранились детскость, чистота, что сейчас почти ушло от нас, заму­сорилось. А её образ свежести, при­влекательности несёт большой заряд нравственности и доброй энергетики. Вместе они составляют прекрасную независимую пару.
 
    
 
    Лариса более сконцентрирована. Её даже можно назвать жёстким че­ловеком, но только в деловом смыс- ле слова. Она не отступает перед ад­министративными препятствиями, она требует полной профессиональ­ной отдачи, не допускает любых проявлений инфантильности ни у се­бя, ни у Сергея. Все её деловые ка­чества, о которых уже упоминалось выше, вылились в конце"концов в за­конченный музыкальный проект «Ловец». Сергей написал и испол­нил песни, Лариса довела их до зри­теля.

Сделать это было крайне труд­но, потому что альбом «Ловец» вы­ходит за рамки нашего шоу-бизнеса. Это прозрачная балладно-романти-ческая музыка с умным, хорошо продуманным текстом. Сочетание русской классической школы и сво­бодной джазовой импровизации, спонтанности рока и фольклорных интонаций, «живого звука» и экст­равагантности сэмплерного звуча ния определяют новое направление российской музыкальной культуры. Аналогов данный альбом в нашем шоу-бизнесе не имеет. Сергей и Ла­риса не свернули с пути творчества, сумели при­влечь лучших музыкантов страны и сделали проект высочайшего уровня и ка­чества, который явно вы­падает из

 
общего потока. И слава Богу. Иначе, как потом смотреть в глаза друг другу, в глаза тем, с кем встречаешься на «за­поведных тропах»? 
  Они потратили на свой проект два года. Опять-таки говорить о том, что Сергей пел, а Лариса искала деньги, было бы не­правдой. Они всё делали вместе: от­бирали песни, искали музыкантов, ходили к спонсорам, готовили пре­зентацию, давали интервью. Да и с музыкантами работали сообща, при­слушиваясь друг к другу и заража­ясь энергией и талантом.
   Они не устают идти вперёд, дово­дя каждое дело до конца. «От не­нужных побед остаётся уста­лость», — пел когда-то Андрей Макаревич. Этого у них нет. Их уже многочисленные профессиональные награды складываются в шкафчик, но наиболее высокая и ценная среди них — когда ты сам доволен собой. Я не раз наблюдал, как Сергей и Лариса готовятся к любому выходу в концерте ли, на премьере ли, вооб­ще в свет.
    
 

Мамука Кикалейшвили:
   Обыватели ставят под сомнение мораль актёров. Лари­са и Сергей доказывают абсурдность подобных мыслей. Они ведут кристально чистый образ жизни, их семья — показатель морали. И если в других талантливых актёр­ских семьях вся энергия, весь их накал растрачивается исключительно на творчество, Лариса и Сергей умудря­ются очень точно расставлять акценты, распределять груз на семью, творчество и общение. Я очень люблю этих лю­дей, считаю себя их другом, и всё, что я сказал, поверь­те, от души.
 
    
 
   Это тоже часть их профессии. Не все празднества и фестивали складываются удачно, но другое де­ло — выглядеть на них всё равно до- стойно. Это уважение прежде всего к коллегам.
   В кино, естественно, всё ещё серьёзнее. К каждой роли и Лариса, и Сергей готовятся долго и скрупу­лёзно, разбирая (причём вместе) ка­ждый шаг и каждое слово своих ге­роев. Не всё в кино зависит от актё­ра, но он обязан отработать честно, выглядеть на уровне, на высоте. Это даёт актёру право сказать: «Я сде­лал всё, что мог».
   Лариса как-то призна­лась, что Сергей многому её научил: «Я снималась совсем не в том, в чём хотелось бы. Конеч­но, ничто не про­ходит зря, и я многому нау­чилась. Хотя могла бы по­ступать гораз­до разумнее. Но у меня не было тогда Серёжи. Благодаря ему я выросла в первую очередь как жен­щина, как человек и уж потом как актриса. Со своим опытом и отноше­нием к делу он помог мне так, как никто. Я научи­лась отбирать, думать и спорить с режиссёром».

   В их доме уютно. Они любят быт. Сергей вырос не в квартире, а в доме и, как все мальчишки, актив­но мастерил корабли и са­молёты. Поэтому вопро­сов о не забитом гвозде в семье не возникает нико­гда. Лариса любит кухню, и приготовление пищи в их доме составляет отдельный риту­ал. Даже попить с утреца кофе нуж­но красиво. На Новый год Сергей пе­чёт очень сложный торт, который к вечеру торжественно подаётся на стол. А в Пасху на кухне суетится Лариса. Уже на Страстной неделе тщательно начинают подбираться продукты, собираться луковая шелу­ха. А с каким благоговением пекутся куличи! Оторвать её от плиты невоз­можно. Лариса может просто­ять на кухне почти сутки.
  «Наш дом — наша кре­пость», — повторяют Ла­риса и Сергей известную поговорку. Всё в своей квартире они сделали своими руками с расчётом на то, что­бы было уютно и многочисленным друзьям, и родствен­никам, чтобы вместе отмечались праздни­ки, чтобы родители знали, что у них есть второй дом.
Running sneakers | Nike News